8(800) 700-10-58, 8(3952) 90-00-73 mail@dorstroysro.ru

664009, г. Иркутск,
ул. Красноярская, д. 31/1, оф. 705

27.08.2020

Минстрой провёл «генеральную уборку» и теперь «поддерживает чистоту»

Озадаченный президентом страны ускорить процесс строительства и избавиться от бюрократии в отрасли Минстрой затеял реформу нормативно-технического регулирования и остался доволен полученным результатом: с 1 августа список обязательных строительных требований существенно сократился, а стройка получила импульс к ускорению. Во всяком случае, так считают в профильном министерстве. О том, как реформа повлияет на рынок, в интервью «Интерфаксу» рассказал заместитель министра строительства и ЖКХ РФ Дмитрий Волков.

 - Дмитрий Анатольевич, недавно были серьезно сокращены строительные нормы и правила. Декларируется, что это облегчит жизнь строителям. Насколько это изменение будет серьезным?

 - К сожалению, это очень упрощенный взгляд на вещи. Давайте разберемся. В настоящее время действуют более 3 тыс. документов, устанавливающих обязательные и добровольные требования в строительстве (в том числе требования к строительной продукции), которые утверждают семь государственных органов: Минстрой, Минтранс, Минэнерго, Минпромторг, МЧС, Ростехнадзор и Роспотребнадзор. По линии Минстроя их примерно половина. Основные нормативно-технические документы – своды правил (371) и ГОСТы (1100). Их правовая природа – документы по стандартизации. То есть все они являются стандартами – консенсусом экспертного сообщества в сформированных технических комитетах для добровольного и многократного применения. Их требования применяются на добровольной основе — можно применять, а можно воспользоваться другими документами.

У наших коллег из других ведомств — по-разному. К примеру, МЧС выпускает СП также добровольного использования в обеспечение техрегламента о требованиях пожарной безопасности; Роспотребнадзор — тоже СП, но также и санитарно-эпидемиологические нормы (СанПиНы), которые являются нормативно-правовыми актами, обязательными для применения.

Поскольку предмет регулирования общий – нормы о санитарно-эпидемиологической безопасности есть и в техрегламенте о безопасности зданий и сооружений, и в законе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения; пожарная безопасность есть и в техрегламенте 384 (строительном), и в техрегламенте 123 (пожарном) — то неизбежно появление коллизий и дублирований. И это основная проблема стройки.

 - Что делает отдельные требования СП обязательными?

 - В соответствии с техрегламентом 384-ФЗ — включение их в перечень национальных стандартов и сводов правил, утверждаемый постановлением правительства. Ранее это было постановление № 1521, с августа 2020 года – постановление № 985. При этом на практике пока применяются оба. Один — для проектов, на которые уже выдано ГПЗУ и не прошло полтора года или проект направлялся когда-то в экспертизу, второй — для остальных. За прошедшие пять лет Перечень 1521 существенно не корректировался по разным причинам. По сути, это вызывало довольно серьезные коллизии.

 - Сколько времени ушло на приведение в порядок Перечня 1521?

 - Этой работой мы занимались девять месяцев. Тут нужно понимать, что за пять лет накопилось огромное количество разных взглядов на эти вопросы, и нам пришлось проводить очень масштабное согласование. Возвращаясь к первому вопросу — насколько это упрощение серьезное, отвечаю: несмотря на то, что оно не решает задачу наведения полного порядка в техническом регулировании, это изменение глубокое. Актуализированные 68 из 78 документов стали действенными на сегодняшний момент.

 - Что реально отменено из важных требований?

 - Приведу пример из сферы планировки и застройки городских и сельских поселений и региональных полномочий. С вступлением в силу постановления у регионов появятся дополнительные полномочия при разработке региональных и местных нормативов градостроительного проектирования.

Другой пример — Свод правил «Тепловая защита зданий» обеспечил широкое внедрение новых энергоэффективных оконных конструкций со стеклами с низкоэмиссионным покрытием. Это снизило удельный расход тепловой энергии на 7-10% и, кроме того, послужило дополнительным стимулом развитию стекольной индустрии, экспорт листового стекла из России вырос на 700% к 2014 году, импорт снизился вдвое.

Интересный пример: к нам обратился детский омбудсмен с просьбой рассмотреть возможность установить обязательное требование к замкам на окнах в связи с несчастными случаями выпадения детей из окон. Мы такое требование установили.

Также повысились снеговые нагрузки: по стране — на 15-20%, для Москвы — на 10%. И таких примеров масса.

 - Как вы считаете, насколько все эти изменения могут снизить себестоимость стройки?

 - В целом все нацелено на то, чтобы уменьшить стоимость, при сохранении или повышении уровня качества, но само по себе нормативно-техническое регулирование – это лишь косвенный фактор, влияющий на нее.

 - В СМИ и экспертном сообществе неоднократно звучат опасения, что строители будут пользоваться отсутствием нормативов и возводить жилье с ухудшением его потребительских характеристик. Оставшиеся нормы защищают от этого?

 - Из Перечня 985 исключены излишние и дублирующие требования, но при этом все основные требования, обеспечивающие безопасность зданий и сооружений, остались обязательными. Кроме того, требования, не вошедшие в актуализированный перечень, остались доказательной базой технического регламента «О безопасности зданий и сооружений» и были включены в перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».

 - Может ли отмена требований повлиять на безопасность?

 - Этот процесс надо проводить очень осторожно. И чем дальше мы идем по пути отмены обязательных требований, тем аккуратнее. Мы сделали сейчас серьезное изменение, при дальнейших преобразованиях, даже не столь масштабных, существует возможность увеличения рисков.

 - Надо ли в дальнейшем уменьшать количество обязательных требований?

 - Зависит от области. Где-то нужно увеличивать количество требований, где-то — убирать избыточные. Постановка задачи уменьшения или увеличения количества обязательных требований «в целом» как единственного фактора совершенствования нормативно-технического регулирования может таить серьезные риски. Требования избыточные и устаревшие, ограничивающие применение новых технологий, необходимо убирать из документов по стандартизации.

Требования к уровню качества, определяемые как минимальный уровень безопасности, нам наоборот надо аккуратно устанавливать дополнительно. И не стесняться этого. Это естественная функция государства. К примеру, мы добавили обязательное требование по установке замков безопасности, стоимостью каждый несколько сотен рублей, на окнах, чтобы дети не гибли… Сотни случаев у нас, разве это не оправдано? Разве можно было поступить иначе?

 - Если требования носят рекомендательный характер, то и наказания за ошибки при строительстве не предусмотрено, считают некоторые участники рынка. Так ли это?

 - Добровольность применения предоставляет возможность использования проектировщиками на альтернативной основе других правил, не противоречащих требованиям. Если мы уменьшаем количество обязательных требований, то это на ответственность проектировщика, экспертизы и застройщика за безопасность возводимого здания никак не влияет. Наказания за ошибки все равно предусмотрены, причем точно такие же.

 - Покупатели всегда опасаются роста цен на жилье. Реформа СНиПов не несет таких рисков?

 - Напротив, в связи с введением актуализированного перечня, содержащего на 30% меньше обязательных норм, Минстроем России ожидается снижение количества разрабатываемых специальных технических условий (СТУ), что позволит уменьшить затраты застройщика на создание зданий и сооружений.

Повторюсь, рыночные цены на жилье не всегда находятся в прямой зависимости от обязательных требований нормативно-технических документов, включенных в Перечень № 985. Мы оцениваем возможность влияния нормативно-технического регулирования в пределах до 20% от стоимости. Это много. И это реальный резерв удешевления без потери качества. Сегодня мы ведем активную совместную работу с экспертами и девелоперами. Только за последнее время за счет сотрудничества с крупными строительными компаниями мы выявили 60 назревающих изменений, 17 из которых возможно осуществить уже в этом году.

 - Эксперты отрасли также опасаются, что новации станут препятствием для попадания на рынок новых технологий и материалов. Эти опасения реалистичны?

 - Наоборот, перечень позволяет применять на обязательной основе современные технические нормы взамен устаревших. Дополнительно, мы постарались убрать все моменты, которые требовали применять на обязательной основе определенные материалы и технологии. Например, убрали обязательность приложений СП 28 «Защита строительных конструкций от коррозии», дали возможность применять аналогичные и лучшие материалы.

 - Когда от реформы можно ожидать реальный видимый эффект?

 - Новый обязательный перечень вступил в силу 1 августа 2020 года. Все, что проектируется по этим правилам, содержит данный эффект.

 - Работу по совершенствованию требований можно считать в целом законченной или ее нужно продолжать? Если да, то в каком направлении?

 - Первое за пять лет обновление обязательного перечня – первый шаг, скорее даже его начало. Если можно так выразиться, мы провели большую генеральную уборку, теперь необходимо поддерживать чистоту. Поэтому определенно нужно продолжать, но необходимо удостовериться, что правильно будет выбран вектор. Основная задача — планомерная поэтапная работа по обновлению норм для учета новых технологий. Ежегодно актуализируется и разрабатывается порядка 130 документов. Именно это делает нашу систему нормативно-технического регулирования глобально конкурентоспособной, удобной, актуальной и надежной. Есть все же резервы и по сокращению избыточных обязательных требований.



Источник: http://sroportal.ru/publications/minstroj-provyol-generalnuyu-uborku-i-teper-podderzhivaet-chistotu/