8(800) 700-10-58, 8(3952) 90-00-73 mail@dorstroysro.ru

664009, г. Иркутск,
ул. Красноярская, д. 31/1, оф. 705

09.12.2022

Руслан Болотов: Иркутск – растущий центр экономики

Мэр столицы Прибайкалья – один из самых загруженных руководителей муниципальных образований в Иркутской области. Но хотя бы раз в год он находит время, чтобы побывать в гостях у журналистов газеты «Байкальские вести» и информационного агентства «Альтаир», чтобы обменяться мнениями и подвести итоги очередного года.

Чем прирастет город?

Журналисты поздравили мэра с тем, что прекратился снегопад, а заодно и с очередным днем рождения партии «Единая Россия», в которой Руслан Болотов состоит уже давно. И сразу поставили вопрос ребром: депутат городской думы Александр Квасов недавно предложил присоединить к Иркутску несколько ближайших муниципальных образований – как минимум Маркова, Молодежный, Пивовариху. Логика очевидна: жители этих муниципалитетов, по сути, там только ночуют, а вся их остальная жизнь проходит в Иркутске. Городу же нужны новые территории для роста и развития.

– Корифеи и старожилы наших политических баталий помнят, что подход к этой теме далеко не первый, – признал Руслан Болотов. – Тематику агломерации с объединением Ангарска, Иркутска и Шелехова начинали обсуждать еще во времена губернатора Александра Тишанина. Тут масштаб, безусловно, скромнее, но идеология та же: в первую очередь важна позиция населения, как они к этому относятся. Позиция города и моя лично такая: это процесс неизбежный, он все равно произойдет – сегодня, завтра, когда-то еще. Экономическая основа сформирована – в большинстве своем эти поселки все уже давно на коммунальных сетях, которые принадлежат городу. Эксплуатация осложняется тем, что нужны специальные организации, которых в городе больше. Итак, симбиоз уже есть.

Что касается дальнейшего – город в сегодняшних границах еще имеет какие-то возможности для развития. Тот же проект теплового луча по улице Баррикад – это как раз возможность для развития. Но ключевым фактором должна быть не идея какого-то чиновника, который придумает некую позицию и с нею будет двигаться, а потребности людей, которые там живут. Если это улучшит качество жизни – да. Вообще опыт у нас есть: тот же Ангарский городской округ. С точки зрения тарифов для жителей объединившихся муниципалитетов ничего не поменялось, а что касается других вещей, то у города, понятно, возможности на порядок больше. Вопрос за жителями, вопрос разъяснения, подготовки их решения.

С точки зрения городского управления через какое-то время городу потребуются новые территории. Как во времена Салацкого, когда было принято решение о расширении городских границ, мы плавно подходим к такому же решению. И не только по перечисленным территориям. Не секрет, что по площадкам под строительство социальных объектов у нас сегодня есть дефицит. По подготовленным участкам, которые позволяли бы формировать площадки под поликлиники, под школы, под детские сады. У нас это сопровождается сложными процедурами, в том числе судебными, потому что, чего греха таить, в Иркутске самозахватов достаточно много.

Моя позиция такая: важен сформированный запрос от населения, который, безусловно, будет услышан, поддержан, и мы с этим будем работать. Льготы для населения, живущего в сельской местности, останутся. Если кому-то интересно, как это делается, можно узнать у мэра Ангарска Сергея Петрова.

Новая жизнь возле новой развязки

– Мы закончили проектирование Лермонтовской развязки, зашли в экспертизу, и она будет непростой. Там много нюансов, которые нужно учесть, и один из проблемных блоков – вынос заправочных станций, который так или иначе обсуждается. Каким будет компромисс, как его можно достичь – в рамках экспертизы будем решать. Мы ведем подготовку этого проекта на разных уровнях, и я вижу, что позиция Игоря Ивановича Кобзева как губернатора – поддерживать город. Безусловно, будем опираться на его помощь и на помощь федерации.

Проект достаточно сложный, я думаю, что его реализация займет около трех-четырех лет. И оптимально было бы с 2024 года начать его исполнять. Да, необходимо решать, за счет каких источников финансирования. Но Иркутску сегодня нужны, на мой взгляд, как минимум три комплексные развязки – Лермонтовская, Байкальское кольцо и Маратовская, и город должен их получить. Решения, которые были использованы до этого, себя исчерпали, транспортный поток они не разгружают. Нам нужно строить развязки в двух уровнях, в одном они уже не справляются. Иркутск не только наш любимый город, это растущий центр экономики. Безусловно, он заслуживает того, чтобы мы получили финансирование, чтобы мы развивались.

Система межбюджетных отношений сегодня непростая, и ситуация в экономике в целом непростая. Но мы должны развиваться и быть настойчивыми оптимистами. Напомню, что мы 30 лет ждали ледового дворца для хоккея с мячом и конькобежного спорта, но благодаря энергетике Владимира Александровича Матиенко и всех нас вместе он у нас есть. Мы тогда очень вовремя подготовили документы, губернатор с этими документами вовремя попал к президенту, и надо благодарить именно президента, что он эту инициативу поддержал.

Вопрос, волнующий многих

– Руслан Николаевич, на сайте администрации мы практически каждую неделю видим объявления: по такому-то маршруту стоимость проезда с такого-то числа поднимается. При этом в Иркутске, в отличие от того же Ангарска, пенсионерам гораздо сложнее использовать льготы, потому что гораздо больше частных перевозчиков. Работающее население еще как-то может понять; понятно и то, что есть муниципальные трамваи и троллейбусы, но для пенсионеров проблем все равно много. Есть планы, как эту проблему решить?

– Начну с того, что в Ангарском городском округе цены на перевозку пассажиров почти в два раза выше, чем в Иркутске. Что касается частного и муниципального транспорта, то городской транспорт перевозит более половины всех пассажиров в Иркутске. В Ангарске практически все перевозки выполняют частники. Мы в прошлом ориентировались на какие-то политические моменты: ой, завтра выборы, поэтому цену поднимать не будем. По итогу доездились до того, что 80 процентов транспортного парка самортизировано «в ноль». Соответственными были наши действия: в этом году мы впервые получили 42 новых автобуса. К сожалению, не в рамках действующих государственных программ. И тем не менее мы нашли механизмы, которые нам позволили эту задачу решать.

Следующую задачу мы отрабатывали с областным руководством, на федеральной площадке с Государственной думой, и я могу вам сказать: принято постановление о разработке государственной программы по обновлению электрического транспорта. Нам даже не пришлось убеждать, потому что спикер Государственной думы не просто владеет ситуацией – он ее знает лучше многих муниципалов. Я выступал от мэрского сообщества, и все вопросы, которые нас волновали, так или иначе в это постановление вошли.

Как только в Иркутске у муниципального предприятия будет новый подвижной состав, конкурентные условия у нас будут лучше, и мы потянем за собой всех к обновлению подвижного состава. На чем хотел бы заострить внимание: льготные категории граждан так или иначе пользуются поддержкой областного бюджета. У них есть четкий регламент, четкий механизм. В свое время была очень сложная работа по наведению порядка: на бумажных носителях писали все что угодно, перевозили одного пассажира якобы по 200 раз, сейчас все иначе. Сегодня для льготных категорий граждан все необходимые механизмы есть в любом городе Иркутской области.

В городском бюджете заложены средства на финансирование муниципальных предприятий. Хотелось бы больше, и для меня на будущее есть задача обновления не только подвижного состава, но и боксов, ремонтных баз, гаражей. Я не считаю, что трамваи и троллейбусы себя изжили. Да, полемика была, но мы будем настаивать на развитии электротранспорта и будем эту позицию поддерживать на федеральном уровне. Это позволит людям передвигаться и пользоваться льготами при любой экономической ситуации.

Зима не была внезапной

– Пришла зима, а с нею и снегопады. Каждое утро и вечер город встает в пробки. Да, техника работает, но если прогуляться в районе 130-го квартала, то можно заметить, что стало значительно хуже. И в первую очередь из-за того, что там изменилась схема движения. Как вы думаете, Руслан Николаевич, человек, который это придумал, он за что иркутян не любит?

– Давайте в следующий раз пригласим начальника ГИБДД и обсудим с ним требования безопасности дорожного движения. Они нам их доводят, мы внедряем. Полемика в обществе есть, но давайте вспомним историю 130-го квартала. Переход там есть. Произошла трагедия – человек перебегал дорогу в неположенном месте, погиб, мы поставили светофор. Если смотреть в динамике историю Иркутска, у нас светофоров должно быть в разы больше. Да, неудобно. Мы ставим светофор, потом островок безопасности, потом еще что-то, а потом жалуемся – неудобно. Но это исторический центр, мы не сможем проложить там новые трассы.

Что касается уборки снега. Человек говорит: вы не убираете! А у меня вопрос: вы в центр на машине приехали? А поставили куда – на платную парковку? Нет, вы ее на улице оставили бесплатно. Попробуйте КамАЗом в это время проехать и почистить. Мы вчера с коллегами объезжали город, смотрели – ну невозможно. Требования безопасности, которые нам выдвигают в ГИБДД, в первую очередь про безопасность для пешеходов. И вообще исторический центр города – для пешеходов. Постепенно, по мере реализации проекта обхода города, мы придем к тому, что центр – это для пешеходов, а парковки будем ограничивать, делать платными или вовсе запрещать. И центр будет выглядеть по-другому, и двигаться будет удобнее.

Многие вещи, о которых мы пока только говорим, придется делать. Жители, которые живут в центре, уже на грани, а с людьми, которые приезжают в центр на машинах, будем достигать компромисса. Мы привыкли к тому, что есть два мнения: мое и неправильное. Слушать чужое мнение мы не хотим, достигать баланса интересов не хотим. Чуть что: меня не услышали, я пошел в Верховный суд. А суд в итоге установит, что происходящее соответствует закону. Сейчас, я думаю, часть пешеходов довольна, а часть автомобилистов – нет. Но это компромисс.

Школе быть, а споров хватит

– Руслан Николаевич, на заседании городской думы в ноябре спикер Евгений Стекачев сказал, что будет с вами обсуждать затянувшееся строительство школы на улице Багратиона. Как сейчас развивается ситуация и чем все закончится?

– Я уже говорил, что нам сейчас не нужны никакие споры, нам нужен объект. На этой позиции мы должны договориться – мы взрослые люди и профессиональные строители. Я не знаю ни одного объекта, на строительстве которого все было гладко. На том же ледовом дворце было много всего, но теперь объект есть, и он радует горожан. Я пригласил коллег, всех выслушал, и мы будем достраивать школу на Багратиона. Несмотря на критические замечания в адрес проектировщиков, строителей, все, кто должен помогать, будут помогать процессу, чтобы объект был реализован. Это моя позиция как мэра.

Иркутск, к сожалению, в течение длительного периода не обеспечивался социальными объектами в должной степени. Все объекты социальные должны быть в шаговой доступности. Вот мы в этом году ввели пристрой к школе № 14 и детский сад в Лесном, начинаем строить школы 53, 57 и 75, заканчиваем строительство детского сада в 6-м микрорайоне Ново-Ленино. На следующий год запланировано строительство больших школ в микрорайоне «Союз» и на улице Ярославского. Проектируем еще несколько детских садов на Култукской, Костычева, в городке ИВАТУ. Должны быть объекты не только дошкольного, но и дополнительного образования – приводим в порядок бывший кинотеатр в предместье Марата, там будет своего рода досуговый центр для населения, которое проживает рядом. Моя задача как мэра – чтобы в Иркутске жители имели все объекты в шаговой доступности, дети спокойно могли ходить в школу, папа и мама не переживали, что надо везти детей через весь город. Хотя я уверен, что на улицу Мелентьева, где мы проектируем школу, все равно будут возить, потому что кому-то что-то нравится больше, где-то новое оборудование, еще что-то…

Таких примеров много, и ключевая задача – чтобы как можно больше вводилось новых объектов. Я прихожу в новые школы и горжусь тем, как они оснащены. Есть проект комплексного оснащения классов химии, физики – если ребятам в школе не показать возможности инженерного, технического образования, у них потом не будет интереса. Было время, когда у нас девять из десяти шли сдавать гуманитарные предметы на ЕГЭ. Сегодня надо развивать прикладные инженерные квалификации. Есть, к примеру, девочка, которая проектирует протезы для тех, кто пострадал при каких-то условиях, и оборудование в школе позволяет это делать! Мощный 3D-принтер, компьютеры, программы – дети могут все моделировать и сами изготовить.

Мы можем сколько угодно спорить, но детям должны передать то, что будет служить долго. Поэтому моя задача как руководителя города – максимально сдвинуть ситуацию по строительству социальных объектов. Губернатор нас поддерживает, председатель правительства области Константин Зайцев поддерживает, министры поддерживают. Не все гладко идет, но 860 новых мест для школьников дали? Дали. В следующем году темп будем наращивать. Где-то в кабинетах или на стройке поругаемся, но главное – результат. Ни одного случая не помню, чтоб ввели объект, кто-то пришел и сказал: «Зачем вы это построили?». Все радуются, все довольны, и тут надо не забыть сказать спасибо тем, кто это строил.

Нам нужны необычные проекты

– В период подготовки к чемпионату мира по хоккею с мячом был проект строительства пешеходного моста из Свердловского района в центр города, его тогда поддержал политех. В каком состоянии этот проект сегодня?

– Вы правы в том, что, когда мы работаем по каким-то проектам с жесткой временной привязкой, это хорошо стимулирует. По ряду проектов такой привязки нет, но с политехом продолжается работа по развитию территории, строительству кампуса. Но нужно обоснование. Как появляются постановления по развитию территорий? Впервые на моей памяти губернатор Кобзев вывез мэров в Москву, мы выступили, и, в частности, там звучала тема реконструкции набережной. Она вошла в постановление, кто угодно может посмотреть – какие ресурсы нужны, как будет идти работа по Цесовской набережной, по Верхней.

И думаю, на каком-то этапе надо привлекать бизнес-сообщество. Иркутск – город людей неравнодушных. Несколько площадок в городе появилось благодаря внебюджетным источникам. В Солнечном, например, поле для мини-футбола, рядом воркаут, парковка. Рядом с плотиной ГЭС строится сквер энергетиков за счет внебюджетных средств. У бизнеса есть интерес к развитию территорий, мы их предложения изучаем.

Очень хочу, чтобы у нас появился парк с аттракционами, чтобы туда приходили дети. В этом направлении вся территория рядом с этой пешеходной связью должна быть скоординирована. Тогда ее можно будет включать в бюджетирование и развивать. Иркутску сегодня нужен аквапарк, но это не должна быть история бюджета, бизнес должен заинтересоваться. Сейчас у нас строятся несколько отелей уровня «пять звезд» – Курбатовские бани, на базе Востсибугля. Иркутску это нужно! Многие говорят: ой, пусть будет развалина, нам это привычнее и «теплее». А я считаю, что раз уж сложилась ситуация, когда вовне, за границу вкладываться невозможно, бизнес должен вкладываться внутри, в наши территории. Суммарно есть проектов на 25 млрд рублей, и мы будем это поддерживать.

Пусть кому-то не нравится, но я таким говорю: вы-то что реализовали? Вот пример Суворовского училища: кому мешают 10 гектаров застройки, где будут столовые, бассейн и прочее. Люди, которые были против, боролись понятно за что, и когда не получилось, они пытаются доказать, что чьи-то права нарушены. Чьи? Когда говорят, что училище не нужно, – вам развалины интереснее? И у меня вопрос: почему мы городским сообществом не встанем стеной, не начнем стыдить тех, кто мешает?

Губернатору памятник надо поставить, что он уперся и на йоту не сдвинулся, заставляет систему работать в этом направлении. Училище – это будет результат, как ледовый дворец, как «Умная школа», как 130-й квартал. А вот тех, кто тормозил, кто устраивал митинги против всего этого, давайте выведем на трибуну и спросим: разве плохо получилось? И не пора ли вам извиниться за то, что вы ставили палки в колеса? Мне кажется, это было бы правильно.

Бюджет нам поможет

– На сессии Законодательного собрания было сказано, что область получит из федерального бюджета 14 млрд рублей. Иркутску что-то достанется?

– Я всегда бюджетную помощь меряю не «сколько дадут», а «на что». Продолжение строительства очистных сооружений правого берега – это история не только Иркутска, но и Байкальского тракта. Это будет цивилизованная экологическая инфраструктура. И проектируем КОС левого берега, чтобы включить в программу 2024 года. На строительство «теплового луча» на улице Баррикад, вместе с которым идет канализационный коллектор, и коллектор водоснабжения параллельно. На строительство теплотрассы в Зеленом, и мы там закроем мазутную котельную через два года. Строится поликлиника № 10. Уверен, что губернатор обеспечит строительство поликлиник № 1 и 15.

Я говорил на эту тему с председателем Союза строителей Юрием Шкуропатом: как получилось, что Иркутск плохо обеспечен социальными объектами? Он объяснил: когда фонды приходят на область, а в области ударные комсомольские стройки Ангарск, Саянск, Братск, Усть-Илимск – деньги уходили туда. Поэтому в Иркутске из 17 поликлиник только четыре в спроектированных зданиях, остальные – в приспособленных. У меня собрана документация на многие объекты, школы, и стоит задача готовить земельные участки, включать это все в программы и реализовывать.

– Для этого вам, Руслан Николаевич, нужно еще срока два в должности мэра работать.

– Мы привыкли к мысли, что власть всегда плохая. Действительно, она не во всем хорошая, но она плоть от плоти народа. Мы в два раза увеличили объем инвестиционных вложений в Иркутске. И всем нужно понять: если мы не объединились вокруг решения задачи, если не сконцентрировались – решить ее невозможно. Надо критиковать, надо задавать вопросы, но надо и предлагать. Если хочешь сделать, как ты сказал, заходи и делай. Одно дело писать в социальных сетях, другое – взять лопату и убрать снег. Пользуясь случаем, хочу поблагодарить депутатов думы, решивших многие вопросы. Это то, к чему мы должны стремиться: не говорить, а делать.

Источник: https://altairk.ru/new/policy/ruslan_bolotov_irkutsk_rastushchiy_tsentr_ekonomiki