- Главная
- Об Ассоциации
- Во Владивостоке прошла Окружная конференция НОСТРОЙ по ДФО
664009, г. Иркутск,
ул. Красноярская, д. 31/1, оф. 705
12 ноября 2019 года во Владивостоке прошла Окружная конференция НОСТРОЙ по Дальневосточному федеральному округу.
В состав президиума вошли координатор НОСТРОЙ по ДФО Григорий Винтовкин, вице-президент НОСТРОЙ Антон Мороз, начальник отдела развития строительного комплекса департамента градостроительства Приморского края Нина Рублевская.
Участие в мероприятии приняли директор Департамента нормативного и методического обеспечения НОСТРОЙ Александр Мешалов, главный специалист отдела мониторинга Департамента реестра НОСТРОЙ Александр Александров, член Совета НОСТРОЙ, исполнительный директор Ассоциации «Саморегулируемая организация «Региональное объединение строителей Приморского края» Светлана Парасочка и другие.
В начале конференции Антон Мороз выступил с аналитическим докладом о текущем состоянии жилищного строительства в России и, в частности, в Дальневосточном федеральном округе. В своей презентации он представил данные НОСТРОЙ о том, как выполняются основные показатели нацпроекта «Жильё и городская среда» на территории всей страны, указав на несоответствующую заявленному в проекте показателю 8,9% высокую ипотечную ставку, которая в настоящее время в среднем по России составляет 9,98%, на снижающееся количество выданных ипотечных кредитов для долевого строительства, на рост средневзвешенной цены кв. метра жилья на первичном рынке, которая с начала года выросла на 6%, на сокращение количества действующих договоров долевого участия, а также на недостаточное для выполнения заложенного в нацпроекте показателя (88 млн. кв. м) увеличение объема жилищного строительства. Всё это, по словам спикера, позволяет сделать вывод о том, что ни один из основных показателей нацпроекта в текущем году выполнен не будет. Он подчеркнул, что в настоящее время, в том числе по предложению НОСТРОЙ, рассматривается вопрос о корректировке показателей нацпроекта на 2019-2020 годы при сохранении итоговых показателей на 2024 год и Минстрой России придерживался той же позиции, но курирующий вице-премьер Виталий Мутко не поддержал данное предложение и плановые показатели остаются теми же.
Затем Антон Мороз более подробно остановился на Дальневосточном федеральном округе. Он отметил, что ДФО по объему жилищного строительства занимает второе место с конца. По его словам, эксперты ожидают рост объемов строительства в ДФО за счет реализации национальных проектов, программы «Дальневосточный гектар», а также за счёт беспрецедентного снижения ставки по ипотеки для отдельных территорий Дальнего Востока, которое должно весомо повысить спрос на первичном рынке жилищного строительства. Что касается объема ипотечного кредитования, то здесь ситуация в ДФО не отличается от федеральной - падение объемов по выдаче ипотеки чуть больше, чем среднее по стране. Говоря о проектном финансировании, где лидером остаётся ЦФО, Антон Мороз отметил, что в 27 регионах совсем нет проектного финансирования, а в 17-ти регионах это единичные случаи. В ДФО банки профинансировали проекты на 10,8 млрд. рублей. Согласно представленной спикером презентации, распределение рынка ДФО по источникам финансирования сегодня выглядит так: 101 застройщик остался в «старых правилах», 39 застройщиков перевели свои проекты на проектное финансирование, оставшиеся кв.м. текущего строительства обеспечивают иные источники. Лидером по объему строительству и, соответственно, по одобренным заявкам на проектное финансирование является Приморский край и ни одного проекта не одобрено на предоставление проектного финансирования в Забайкальском крае. По работе с застройщиками в ДФО по продукту «проектное финансирование» лидирует Сбербанк. Им обеспечено финансирование 425 тыс.кв.м. жилья. На втором месте Банк.Дом.рф – 55 тыс.кв.м. Отсутствие банковской конкуренции сохраняется в Сахалинской области, там финансировать застройщиков пока готов только Сбербанк. В остальных регионах заявки принимаю 2-3 банка.
Вице-президент НОСТРОЙ также обратил внимание на тот факт, что в настоящее время наблюдается крайне низкая активность застройщиков по получению разрешений на строительство, что связано не только с тем, что было получено много РНС с запасом, но и с тем, что их выход на строительный рынок с новыми проектами в значительной степени сдерживается низкой рентабельностью проектов. Кроме того, растёт количество обанкротившихся застройщиков и, как следствие, они уходят с рынка.
«Один из показателей переходного периода в рамках реформы рынка жилищного строительства – это объем банкротств. Мы также пристально наблюдаем за этим показателем, прорабатываем меры профилактики, предлагаем их Минстрою России, Институту развития ДОМ.РФ» - говорит Мороз.
Анализируя причины ухода строительных организаций с рынка, спикер отмечает две основные: недоступность проектного финансирования для подавляющего большинства участников рынка и отсутствие альтернативных источников финансирования текущих проектов, которые не смогли подтвердить необходимую степень готовности объекта для того, чтобы остаться в «старых» правилах, и не смогли получить одобрение банка по причине низкой маржинальности проекта или недостаточности собственных средств у застройщика. Поэтому нужно совершенствовать законодательство с учетом интересов застройщиков путём использования в отношении оказавшегося в сложной экономической ситуации застройщика процедуры финансового оздоровления, предусмотрев правовой механизм передачи портфеля в другой банк с гарантией продолжения финансирования в соответствие со всеми условиями кредитного договора в случае отзыва лицензии у уполномоченного банка. Также необходимо определить перечень оснований для приостановки финансирования проекта банком, предусмотреть ответственность банка за задержку финансирования перед застройщиком в случае, если застройщик понес финансовые потери по его вине, и учесть в законодательстве о банкротстве застройщиков интересы кредиторов третьей и четвертой очереди.
Далее Антон Мороз перечислил необходимые меры по увеличению доступности проектного финансирования, где, во-первых, нужно принять меры по увеличению финансовой устойчивости застройщиков при переходе на эскроу-счета - запретив капитализацию процентной ставки, установив предельное число банковских комиссий и плат, установив запрет на увеличение ставки проектного финансирования в ходе строительства, предоставив возможности зачета встречных однородных требований, внедрив механизм выкупа инфраструктурных объектов, а также предоставив проектное финансирование на строительство таких объектов по нулевой ставке. Во-вторых, нужно внести изменения в налоговое законодательство в целях снижения налогового бремени и совершенствования налогового учета. В-третьих, принять меры по развитию института гарантирования ДОМ.РФ. И последнее - отменить избыточные требования в отношении застройщиков, перешедших на механизм эскроу-счетов.
В завершение своего выступления он ещё раз напомнил о тех мерах по поддержке строительной отрасли, которые предлагает НОСТРОЙ для того, чтобы остановить уход застройщиков с рынка и достигнуть необходимых показателей национального проекта. Данные предложения были озвучены президентом НОСТРОЙ Антоном Глушковым на совещании у заместителя Председателя Правительства РФ Виталия Мутко, были одобрены, и в настоящее время по ним ожидается соответствующее поручение Правительства РФ. Это увеличение объемов строительства жилищного фонда социального использования, развитие рынка арендного жилья, защита малого и среднего предпринимательства в строительной сфере, проведение индексации сметных нормативов, развитие индустрии строительных материалов и проектов индустриального домостроения в регионах, обеспечение жилищного строительства земельными ресурсами, обеспеченными необходимой градостроительной документацией и инфраструктурой, снижение связанных с подключением к сетям инженерно-технического обеспечения расходов, для чего нужно предоставить ресурсоснабжающим организациям льготное кредитование на длительный период с последующим возвратом средств за счет потребителей ресурсов.
«Помимо этого, мы предлагаем создать систему государственной поддержки экспорта строительных услуг российскими компаниями, установить для региональных и муниципальных органов власти целевые показатели по вовлечению в оборот с целью застройки подготовленных земельных участков, устранить избыточные технические требования при строительстве МКД и общественно-деловых зданий, стимулировать рост и развитие компетенций в строительстве на всех уровнях — от подрядчиков до заказчиков, ввести обязательную независимую оценку квалификации и создать Центр финансового консультирования застройщиков», — заключил Антон Мороз.
По окончании выступления состоялось обсуждение представленного доклада, в результате чего делегатами конференции были даны поручения в адрес Аппарата и Совета НОСТРОЙ проработать с Правительством и Минстроем России вопросы, связанные с развитием жилищного строительства на удалённых российских территориях. По мнению участников, такие территории имеют достаточно серьёзные отличия от московской и питерской агломераций, поэтому требуют отдельного внимания и персонального подхода.
Александр Мешалов представил наработки НОСТРОЙ по утверждению Стратегии 2030, после чего совместно с Антоном Морозом они дали исчерпывающие ответы на все вопросы, касающиеся разрабатываемой Стратегии и её дальнейшей реализации. Спикеры сообщили, что основная работа по ней будет продолжена и в рамках проектных команд национального объединения по пошаговому написанию дорожной карты реализации Стратегии. Они также предложили принимать активное участие в работе этих групп всем заинтересованным участникам дискуссии.
Далее Антон Мороз представил проект Сметы расходов Ассоциации на 2020 год, а также рассказал об итогах деятельности Ассоциации в 2019 году и о приоритетных направлениях деятельности НОСТРОЙ на следующий год. Все три документа были приняты и рекомендованы к утверждению Съездом, с учётом незначительных замечаний, которые были даны участниками окружной конференции в ходе их представления.
Затем, в рамках рассмотрения вопросов повестки дня, делегаты одобрили внесение предложенных Александром Мешаловым от имени НОСТРОЙ изменений в Устав Ассоциации и приняли к сведению его доклад о законопроекте «О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ и статью 3.3. ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса РФ». Также они избрали представителей саморегулируемых организаций Дальнего Востока в рабочие органы Съезда, поддержали план координационной работы в ДФО на 2020 год, утвердив на неё Смету расходов, и приняли решение проводить окружные конференции в пяти городах – Хабаровск, Улан-Удэ, Благовещенск, Владивосток и Южно-Сахалинск. Кроме того, участниками была принята к сведению информация об исполнении требований №372-ФЗ по наличию двух специалистов в НРС у членов СРО в ДФО и об итогах конкурса лучший специалист по организации строительства по ДФО и лучший специалист по охране труда в строительстве в 2019 году.
Присутствующие заслушали доклад Александра Александрова об определении Верховного суда РФ № 305-ЭС19-17829, утвердили список представленных к наградам НОСТРОЙ, приняли к сведению информацию о задолженности по оплате членских взносов СРО в Ассоциации в 2019 году и рекомендовали ликвидировать данную задолженность.
О позиции Ростехнадзора по проведенным проверкам в части размеров компенсационных фондов рассказал исполнительный директор СРО НП ППК Сергей Легкий, после чего участниками было принято решение выработать единую концепцию взаимодействия с Ростехнадзором и проводить по данному вопросу представителям НОСТРОЙ и НОПРИЗ совместные совещания. Также были внесены изменения в смету на координационную работу в ДФО, связанные с необходимостью перераспределения денежных средств.
Принявшие активное участие в дискуссии конференции генеральный директор Ассоциации «Сахалинстрой» Валерий Мозолевский, президент Союза «Саморегулируемая организация строителей Камчатки» Григорий Старов, директор Союза «СРО «Объединение строителей Приамурья» Александр Кряжев и генеральный директор АСРО «СРСК ДВ» Анатолий Серов внесли свои предложения по обсуждаемым вопросам на рассмотрение в Экспертный совет НОСТРОЙ с возможностью подготовки в дальнейшем законодательных инициатив и выдачи экспертного заключения для пользования саморегулируемыми организациями. Все эти предложения были переданы и в Аппарат нацобъединения для их дальнейшей проработки Экспертным советом и, при необходимости, внесения на утверждение Совета или Всероссийского Съезда.
Отметим, что представленная в презентациях НОСТРОЙ информация по Стратегии 2030 и по развитию рынка жилищного строительства была дополнительно запрошена Администрацией Приморского края и мэрией Владивостока и направлена им в рамках действующих, подписанных на Восточном экономическом форуме соглашений о взаимодействии национального объединения с городом и субъектом.